Книжный день 6: Русские налоговые сказки – отзывВремя чтения: ~ 6 мин.

Очень странная книга, меня все время не покидало чувство, что оно собрана из фрагментов разных постов в социальных сетях ВКонтакте или Telegram, может это блок какого-то сайта, посвященного налогам.

Всегда подозревал, что русские сказки такие же кровожадные, как и британские, французские, нидерландские. Несмотря на то, что в юности увлекался мифологией, некоторые прочел впервые в этой книге. Как известно, народное сказания хорошо показывают внутреннюю кухню, истинную культуру страны. После прочтения становится ясным, культура ничуть не изменилась за последние 500 лет.

Что касается интерпретации  отдельных моментов, она вызывает вопросы. В некоторых главах прямо видно, как автор натягивать сову на глобус, причем она не лезла, и он упорный – тянул и тянул. В книге много повторов одних и тех же идей, сразу становится понятным, что это сшивка нескольких отдельных публикаций, из-за чего книга расползается, как лоскутное одеяло, скрепленное гнилыми нитками.

Несмотря на специфичность налогового юмора, в книге много смешных моментов. Если нечего делать и хочется развеять мозги, почитав что-то легкое и юмористическое, рекомендую. Моя оценка 3 и ¾.

О сказках

Больше всех понравилась про дурака Шимяку и продажного судьи, ничегошеньки не изменилось с момента написания – 5 страница книги.

 

Забавные присказки из книги:

 

«А много ли у тебя лошадей?»

«Лошадей много, барин. Шесть кошек езжалых, двенадцать котов стоялых, да один жеребец бойкий, кот сибирский…»

 

Пример, нам ой взгляд, адекватной интерпретации:

 

Двадцать рублей – подать плачу. Двадцать рублей – долг отдаю. Двадцать рублей взаймы ссужаю. Двадцать рублей за окошко бросаю.

Двадцать рублей подать – это понятно. «Двадцать рублей долг отдаю» – это крестьянин кормит немощного старика-отца. «Двадцать рублей взаймы ссужаю» – это он кормит маленького сына. «Двадцать рублей за окошко выбрасываю» – это траты на питание маленькой дочери, которая вырастет, покинет дом, попадет в чужие люди и не обязана будет заботиться об отце.”

 

Вот пример не адекватной, на мой взгляд, интерпретации:

 

… платит ему звонкой монетой и выведывает ответ на царскую загадку. Царь гневается, царь готов крестьянина казнить за болтливость и продажность. Но крестьянин не соглашается: он утверждает, что открыл воеводе разгадку именно что в присутствии царя, как и договаривались, ибо портрет царя был отчеканен на каждой монете, которой платил воевода.

“Вот оно, непостижимое для современного человека сказочное сознание. В русской сказке царь и деньги – это одно и то же. Царь и богатство – одно и то же. Царь и милость – одно и то же.

– Мы теперешние полагаем установление истины безусловной ценностью. Персонажи русских сказок относятся к истине настороженно. А кто докапывается до правды по случаю, по глупости или из праздного любопытства – того ждет ужасная судьба.”

 

Вывод так себе, довольно притянутый. Сказки часто, как и притчи, находятся на службе у правителей. С помощью таких историй неграмотное население приучали к повиновению, выполнению законов. Особенно это заметно на примере индийских сказок, касающихся разных варн – кастовой системы Индии. Но в данном случае вывод сильно притянут за уши.    

 

Про Верлиоку и Лихо – интересно, особенно с пояснениями автора. И про игры в небылицы:

 

«“Игра в небылицы и просто рассказывание небылиц встречается в русских сказках так часто, как будто бы людям только и заботы было, что тренироваться во вранье. Врут и врут! По поводу, без повода, по делу, для развлечения – врут постоянно. Зачем?”

Вбил я в облако сваю, из дыма печного сплел веревочку тонкую, да и стал спускаться по ней».

 «Хорошо».

 «Да веревка оборвалась, упал я на землю, да землю пробил насквозь и провалился в самый ад», – врет рассказчик.

 «Да, тяжело!» – сочувствует слушатель.

 «А там в аду черти на твоем отце навоз возят».

 «Врешь! – восклицает слушатель. – Батюшка мой, царствsberbank.ruие небесное, был человек богобоязненный. Не может он быть в аду! Тем более навоз возить!»

 «Ага! Не поверил! – торжествует рассказчик. – Изволь заплатить сто рублей».

На мой взгляд, ответ на вопрос «зачем?» очевиден – для развития фантазии и прозорливости. Сейчас уже не вспомню, где конкретно читал об исследованиях фантазии, но это факт, приведенный во многих научных публикациях, точно есть на сайте журнала «Ланцет».

Дети с развитой фантазией – умнее своих сверстников, у них выше IQ, они прозорливей, способны принимать нестандартные решения и находить не ординарный выход из различных ситуаций. Чтобы что-то изобрести или создать – нужна фантазия, ведь этого не было, ты создаешь это сам впервые, придумав в голове. Развитие фантазии куда важнее, чем интеллектуальное и физическое развитие, хотя последние два также важны для создания полноценной зрелой личности.

Фантазия в прошлых веках давала конкурентное преимущество в достаточно жестких условиях выживания, особенно для крестьянства. Образ сельского фантазера увековечен Гашеком в солдате Швейко. По этой книге создано много фильмов, мультиков, пьес, Швейко поставлены памятники. Образ фантазера очень популярен в народных массах. Вспомнить того же Буратино, Эмиля, Лелика и Болика, Малыша и Карлсона. Практически все герои детских книг – великие фантазеры. В литературе они называются трикстерами. Яркий пример взрослых фантазеров – Дэдпул, Маска, Джокер.

 

Понравилось про подати, которые платят из страха.

 

«Легитимность бурмистра в результате этого кровавого эпизода возрастает. Теперь звери знают, что платить бурмистру подать надо не только потому, что должность его называется иностранным словом, но и потому, что иначе бурмистр расцарапает морду, как волку, или сбросит с дерева, как медведя.

Без всякого основания платят подать, просто от растерянности. И никакого общественного блага от этой подати не возникает, если не считать общественным благом жиреющего кота.»

 

Что-то слишком длинный отзыв получился. Надеюсь, помог определиться – читать аль не читать «Русские налоговые сказки», пойду писать другие статьи.

Искренне ваш Сергей Основский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Что вы думаете об этом?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: