Книжный день №16: в гостях у ПроппаВремя чтения: ~ 2 мин.

Морфология волшебной сказки Проппа, — сложная для восприятия, но интересная книга для тех, кто пишет тексты. Книга будет интересна разработчикам игр.

Вначале автор отпугивает читателя довольно сложными математическими формулами, — такое ощущение, что изучаешь задачки матстата. Затем Пропп вводит десятки “скользких” параметров, никак не желающих складываться в единую картину. Пропп применил чисто научный подход к сказке, систематизируя каждый элемент. У нас есть параметры от А до Z с цифрами от 1 до 10.  Например, D^1 – это испытание, Z^8 – похищение, в связке эти параметры ведут нас к D^9 – схватка или D^10 – предложение обмена. Приведу несколько примеров из книги, чтобы стало понятнее.

Д^1 Г^1 Z^1. Яга заставляет героя пасти стадо кобылиц. Следует вторая задача, герой ее выполняет, получает коня (160).

Д^2 Г^2 Z^2. Старичок выспрашивает героя. Тот отвечает ему грубо, не получает ничего. Затем он возвращается, отвечает вежливо, получает коня (155).

Д^3 Г^3 Z^1. Умирающий отец просит сыновей провести три ночи на его могиле. Младший выполняет просьбу, получает коня (179).

Д^3 Г^3 Z^VI. Бычок просит царских детей его зарезать, сжечь и пепел посеять на трех грядках. Герой это выполняет. Из одной грядки вырастает яблоня, из другой – собака, из третьей – конь (202).

А дальше формулы усложняются и появляются десятки переменных, функции, формы и т.д. 

Книга мне понравилась и не понравилась одновременно. Ее трудно воспринимать, чисто научный подход к творчеству отталкивает. С другой стороны, интересный дотошный анализ и сотни примеров.

Чтобы написать сказку, ее нужно понять, — полностью согласен с этим высказыванием. Только я считаю, понимание может прийти двумя способами: методом обратного инженеринга, то есть, полного разбора на составные части, как у Проппа; И душой.

Чтобы написать сказку, — нужно создать ее внутри себя.

Пропп – безусловно молодец, но тысячи авторов всех времен и народов не разбирали чужие сказки, они сами придумывали сюжетные повороты, плохи или хороши их сказки были, – рассудило время.

 

Некоторые элементы формул:

    N – неясные или заносные формы.

    < – расставание у подорожного столба.

    s – передача сигнализатора.

    Мот. – мотивировки.

  • – связки.

    Pos – положительный успех функций;

    neg – отрицательный успех функций;

    contr – достижение результата, противоположного значению функции.

 

Искренне ваш Сергей Основский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Что вы думаете об этом?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: