День маркетолога — 25 октября

В этом году так активно праздновал, что забыл сделать пост, исправляюсь. 

 

Этот праздник отмечается неофициально и довольно в узком кругу, поэтому многие не знают о нем. В 1975 году было создано управление по маркетингу и рекламы в МинВнешТорге СССР. Страна Советов опоздала на 75 лет, к этому времени в США уже три четверти столетия шли лекции по маркетингу в Мичиганском, Калифорнийском, Иллинойском университетах. Кстати, в 31 году «Академия Внешней Торговли» пыталась перенять зарубежный опыт, но делала это как-то вяленько, с сильным коммунистическим налетом. Из-за отсутствия конкуренции путевой рекламы не получалось, тупую кальку тоже нельзя было сделать из-за запретов и ограничений, введенных в Советском Союзе. Большинство рекламы попала бы под статью «аморалка». 

 

По случаю праздника решил рассказать о трех самых удачных компании за всю историю рекламы.

 

Чупа-чупс

 

 

Эта история началась в 1946 году. Первые испанские сладости от Granja Asturias изготавливались из яблочного сиропа. В 1950 году к компании присоединяется Энрике Бернатом, предложивший расширить ассортимент, добавить в мармелад и peladillas — испанская конфета, похожая на морские камушки (галька). Помните была такая, раскусишь – то ли конфета лопнула, то ли твой зуб. Бернатом оказался очень предприимчивым, получив 50% акций компании, он решил организовать свой бизнес. Проведенное маркетинговое исследование выявило целевую аудиторию: дети до 16, которым плевать на ассортимент и качество, лишь бы сладкое было. Детишки хотели знать, как уменьшается конфета, очень уж беспокоил их этот насосущный опрос, поэтому они часто вытаскивали сладкое и липкое изо рта. В итоге: грязные ручонки и штанишки – одним словом, антисанитария. Бертрану пришла в голову идея создать конфету на палочке по аналогии с сахарной ватой. В своем магазине изобретатель решил продавать конфеты на вилке, первое девичье имя Чупа-Чупса — GoL, потому что конфета была похожа на футбольный мяч. Массовое производство потребовало замены двуглавой вилки на деревянную палочку, что вызвало ассоциацию с мороженным. Спустя год Энрике снова обращается в маркетинговое агентство с просьбой сделать нейминг. Конфетка получает новое имя Чупа-чупс от испанского глагола chupar — сосать, лизать. Бернатом расширил ассортимент до классических вкусов. Продукт понравился людям.

В 80-х даже появилась упаковка, похожая на пачку сигарет с надписью:

«Хватит курить, начинай сосать!»

К 79 году объем продаж достиг 10 миллиардов конфет. В начале 20 века был выпущен 40 миллиардный леденец, доход компании свыше 100 миллионов евро.

 

Сникерс

 

Сникерс, он же в реалиях России Марс — завоевал мировую популярность, создав несколько рекламных кампаний, ставших образцом для будущих поколений. Оба названия появились не случайно, Марс — это фамилия семейства с длинной родословной. Сникерс – имя любимого коня семьи. Первый батончик изготовили в США в 1923. Сладость стоило не дешево, 20 центов, учитывая инфляцию в 40 раз, один батончик стоил 8 современных долларов. Фабрика, выпускающая 560 конфет в минуту, по сей день находится в городе Чикаго. До 1990 года ирландцы обзывали известную конфету словом Marathun – в 90-х компания настояла на стандартизации названия. Месседж всех рекламных кампаний бренда ориентирован на подростков. PR-отдел предпочитает использовать слегка абсурдные и диковатые образы с легким налетом юмора.

Кстати, дословно Сникерс – тихое ржание, так что не особо увлекайтесь, а то не ровен час…

 

snickers_men

 

Лично я доступ к сникерсам в 90-е не имел. Во-первых, дорого, во-вторых, «это вредно». В студенческие годы меня больше интересовали презервативы и алкоголь, тратить деньги на сладости особого желания не было. Я и сейчас к сладкому равнодушен, но лет в 30-ть плотно подсел на Сникерс, тогда стали выпускать батончики в компактном форм-факторе, размером чуть больше стандартной конфеты. Брал в путешествие, нет ничего лучше по энергетической ценности, чем конфета Сникерс. В рюкзаке занимают мало места, 6 батончиков достаточно, чтобы насытиться. Во время пешей ходьбы в желудке ничего лишнего не болтается, испортиться от перепадов температуры не может, жара или холод — все равно есть можно. Не требует оборудования для разогрева и приготовления, достаточно запить водой — идеальный продукт для солдат и путешественников. В дорогу купил 2 кг, по возвращению прикупил килограммчик домой — на всякий случай. Постепенно, глядя сериалы, точил конфетку за конфеткой, потом пошел еще за одним килограммчиком и еще, еще, еще. Очнулся, когда моя масса увеличилась на 10 кг. Привет спортзал!

 

— Тяга к сладкому лучше всего отбивается железом!

C. Основский

 

Вернемся к рекламе. Компания Марс, кроме сникерсов, торгуют Milky Way, Skittles, Skittles, M&M’s, Milky Way, Pedigree, Whiskas, KiteKat, Chappie.

До создания известного лакомства была популярна другая конфета, которая, как известно, не тонет — Milky Way. На первой рекламе этого продукта был изображен толстяк,  державшийся на плаву благодаря двум платочкам Milky Way. Она понравилась людям, потому что была достаточно оригинальна для 20-х годов. С тех пор бренд создавал забавные образы, чтобы найти эмоциональную связь с покупателем.

И снова о Сникерсе

Во времена Великой Депрессии люди не хотели тратить деньги на развлечения и сладости. Компания, запущенная в прессе, позиционировала батончик, как источник «дармовой энергии», заменяющей по энергетическим свойствам полноценный обед. И это сработало, почти разорившаяся компания увеличила свой доход за год до 700 000 долларов.

Рекламный слоган гласил: «Packed with peanuts, Snickers really satisfies» — упакованные орехами Сникерс, реально утоляет голод. Позже месседж сократили до фразы после запетой. Владелец компании заказал рекламу в журналах, газетах и на телевидении. Моя любимая — зебра, преследующая льва.

«Ты — не ты, когда голодный».

 

Удивительно — 90 лет рекламная стратегия компании не меняется.

 

80-е, реклама в журнале, целая страница!

 

Кэмел

 

 

Пожалуй, единственное парнокопытное, обогнавшее по популярности буцефала – Camel (верблюд). Нет человека, даже некурящего, который никогда не слышал о бренде Кэмел. И причина тут вовсе не в качестве табачной продукции. Основанная в 1913, компания впервые использовала тизерную рекламу — яркая картинка и емкая подпись. Серия рекламных объявлений была помещена в 90 печатных изданий по всей Америке.

Текст первого загадочного послания гласил:

«Верблюды!»;

Второго:

«Верблюды идут»;

Третьего:

«Завтра в городе верблюдов будет больше, чем в Азии и Африке вместе взятых!».

Это шикарно! Учитывая, что на дворе 1913 год и народ не избалован рекламой. Рекламная кампания произвела фурор. В тридцатые годы после радио-спектакля Герберта Уэллса, о вторжении инопланетян на землю, начался хаос. С объявлениями Camel произошла практически такая же история. Газеты тогда читали чаще и внимательнее, люди реально были перепуганы. Некоторые даже звонили в зоологическое общество, в полицию, зоопарки.

 Четвертое объявления прекратила панику:

«Сигареты Camel уже здесь!»

Эх, было время, жили люди! Времена чудес, когда реклама, вызывала восторг, заставляла нервничать, радоваться и въедалась в память поколений на сотню лет.

 

Искренне ваш, Сергей Основский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также:

Что вы думаете об этом?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: